Следить за новостями:

RSS

Актуально

ПРЕДСТАВИТЕЛИ БИЗНЕСА, ВНИМАНИЕ!

ДЛЯ ВАС с 1 по 30 ноября 2019 года проводится социологический опрос в целях оценки уровня "деловой" коррупции!

#

26 февраля 2018

Актуальные вопросы изменений жилищного законодательства в 2018 году


Ответы на вопросы, поступившие в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области к семинарам, проведенным 12 февраля 2018 года.

 Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) по итогам проведенных 12 февраля 2018 года семинаров тему: "Актуальные вопросы изменений жилищного законодательства в 2018 году" по заданным участниками вопросам, в том числе связанным с исполнением обязанностей по раскрытию информации о деятельности по управлению многоквартирными домам, на которые не были даны разъяснения в ходе проведения семинаров, сообщает следующее.

Департамент не осуществляет разъяснения положений законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о раскрытии информации, поскольку соответствующими полномочиями не наделен. За официальными разъяснениями заинтересованные лица вправе обратиться в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а по вопросам технического характера – в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Вместе с тем, позиция Департамента по поставленным вопросам, сводится к следующему.

I. Вопросы, связанные с размещением информации о деятельности по управлению многоквартирными домами.

1. По вопросам, связанным с размещением управляющими организациями отчета о выполнении договора многоквартирным домом за 2017 год (на каких сайтах, в каком объеме подлежит размещению информация (отчет) о выполнении договора управления многоквартирным домом за 2017 год и др.), необходимо отметить следующее.

 Обязанность по представлению собственникам помещений в многоквартирном доме отчета об исполнении договора управления установлена положениями части 11 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в соответствии с которыми если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация ежегодно в течение первого квартала текущего года представляет собственникам помещений в многоквартирном доме отчет о выполнении договора управления за предыдущий год, а также размещает указанный отчет в системе.

Рекомендуемая форма отчета об управлении многоквартирным домом приведена в приказе Минстроя Россия от 31.07.2014 № 411/пр "Об утверждении примерных условий договора управления многоквартирным домом и методических рекомендаций по порядку организации и проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах".

Также, при подготовке отчета об исполнении договора управления возможно использование формы отчета (формы 2.8), утвержденной приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр "Об утверждении форм раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами".

В соответствии с приказом Минстроя России № 74, Минкомсвязи России №114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее – приказ № 74/114/пр от 29.06.2016) размещению подлежит отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также суммы доходов и расходов, полученных и понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирным домом. Информация размещается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год, в котором управляющая организация осуществляла деятельность по управлению многоквартирным домом.

Информация размещается на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, система) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"- www.dom.gosuslugi.ru, определенном приказом Минкомсвязи России № 504, Минстроя России № 934/пр от 30.12.2014.

Информация (отчет) о выполнении договора управления многоквартирным домом доступна для просмотра специалистам Департамента в открытой части системы.

Вместе с тем, неразмещение отчета о выполнении договора управления многоквартирным домом по форме 2.8, утвержденной приказом Минстроя России от 22.12.2014 № 882/пр, в рамках исполнения обязанности, установленной частью 10 статьи 161 ЖК РФ (в соответствии со Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731), не повлечет правовых последствий, в связи с тем, что в силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 21.07.2014 № 263-ФЗ (в ред. от 28.12.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" положения ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации с 1 января 2018 года применению не подлежат (за исключением городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, где указанные положения применяются до 01 июля 2019 года).

Таким образом, отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом за 2017 год подлежит размещению в системе в течение I квартала 2018 года. Кроме того, рекомендуется разместить данный отчет на сайте управляющей организации для повышения эффективности взаимодействия управляющей организации с потребителями жилищно-коммунальных услуг.

2. По вопросу о том, по каким многоквартирным домам следует размещать информацию по классу энергоэффективности необходимо отметить, что информация о энергоэффективности зданий в настоящее время размещению в системе не подлежит. Данная информация подлежала размещению органами местного самоуправления в соответствии с пунктом 5 раздела 6 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, который утратил силу с 05.02.2018 в связи с вступлением в силу приказа Мнкомсвязи России № 550, Минстроя России № 1434/пр от 16.10.2017 "О внесении изменений в приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 74/114/пр "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее – приказ № 550/1434/пр от 16.10.2017).

3. По вопросу размещения информации о тарифах, необходимо разъяснить, что информация о размере платы (ценах, тарифах) за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах, утвержденные протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежит размещению в системе управляющими организациями в соответствии с пунктом 7.1 раздела 10 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016. В отношении размещения информации о тарифах на коммунальные ресурсы, такой обязанности за управляющими организациями не установлено.

Вместе с тем, информацию о тарифах, установленных на ресурсы, (размещаемую в отношении каждого лица, осуществляющего поставки ресурсов), размещают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в Свердловской области – Региональной энергетической комиссией Свердловской области) в порядке, утвержденном приказом Минкомсвязи России № 455, Минстроя России № 825/пр от 17.11.2015 "Об утверждении порядка, состава, способов, сроков и периодичности размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов".

4. По вопросу о лице, обязанном разместить информацию о сборе платежей за жилищно-коммунальные услуги, если их прием осуществляет расчетный центр (агент) по агентскому договору, мнение Департамента сводится к следующему.

В соответствии с пунктом 9 раздела 10 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, управляющие организации обязаны размещать в системе информацию о состоянии расчетов управляющей организации, с потребителями коммунальных услуг, а также информация о состоянии расчетов управляющей организации, за жилое помещение с собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах, где раскрытию подлежит информация о начисленных и поступивших денежных средствах, а также информация о задолженности/переплате денежных средств по оплате коммунальных ресурсов и оплате за содержание жилого помещения.

В настоящее время информация, подлежащая размещению в системе организациями, через которые производится внесение платы, определена разделом 13 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016. К организациям, через которые производится внесение платы отнесены органы и организации, указанные в части 23 статьи 7 Федерального закона № 209: банки, иные кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, органы, осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе в электронной форме. Однако, в соответствии с приказом № 550/1434/пр от 16.10.2017 данный раздел с 01.10.2018 будет изложен в новой редакции, в соответствии, с которой информация о внесении платы не будет подлежать размещению.

5. По вопросам, связанным с размещением в ГИС ЖКХ информации о приборах учета, разъясняется, что в соответствии с пунктом 5.1 раздела 10 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, сведения об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, за исключением сведений об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, находящихся в собственности или на ином законном основании ресурсоснабжающей организации, подлежат размещению лицом, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом. Также, необходимо обратить внимание, что пункты 5.1.11 — 5.1.12. (дата последней поверки прибора учета, межповерочный интервал, плановая дата поверки прибора учета, 5.1.14.3. (акт ввода узла учет в эксплуатацию), 5.2 (информация о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета) раздела 10 Состава информации утратили силу с 05.02.2018 (в связи с изменениями, внесенными приказом № 550/1434/пр от 16.10.2017).

В соответствии с пунктом 3.1 раздела 8 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, сведения об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, находящихся на праве собственности или на ином законном основании лица, осуществляющего поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, и (или) предоставление коммунальных услуг размещаются лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома.

Сведения об установленных индивидуальных приборах учета в жилых, нежилых помещениях в многоквартирном доме, жилом доме (домовладении), общих (квартирных) и комнатных приборах учета, размещаемые как организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами в рамках пункта 5.3 раздела 10 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, так и лицами, осуществляющими поставки ресурсов в рамках пункта 3.3. раздела 8 Состава информации, утвержденного приказом № 74/114/пр от 29.06.2016, в том числе сведения о показаниях таких приборов учета, подлежат размещению лицами, являющимися исполнителями коммунальных услуг по заключенным договорам.

6. По вопросам, связанным с невозможностью размещения тех или иных видов информации, ошибках, возникающих при занесении информации, ее некорректном отображении в системе, а также с предложениями по улучшению работы системы, поставщикам информации необходимо обращаться в Службу поддержки пользователей ГИС ЖКХ, в том числе путем заполнения формы обращения на сайте www.dom.gosuslugi.ru или по телефону 8 (800) 302 03 05. Срок обработки обращения составляет 6 календарных дней. Инструкции по размещению информации в системе размещены в разделе "Регламенты и инструкции" открытой части системы.

7. По вопросу о привлечении к административной ответственности за неразмещение информации в ГИС ЖКХ или нарушение установленных законодательством Российской Федерации порядка, способов и (или) сроков размещения информации, либо размещение информации не в полном объеме, либо размещение недостоверной информации с 01.01.2018 установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 13.19.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

То есть, при выявлении после 01.01.2018 фактов допущения нарушения при размещении информации в системе лицом, являющимся администратором общего собрания, а также органами местного самоуправления, лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, предоставляющими коммунальные услуги и (или) осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, иными организациями, виновные лица подлежат привлечению к административной ответственности по статье 13.19.2 КоАП РФ.

II. Иные вопросы.

1. По вопросу об уведомлении организации о проведении проверки следует пояснить, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора) не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения способами, указанными в части 12 статьи 9 Федерального закона Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее – Федеральный закон № 294)

Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона № 294, являются основания, перечисленные в части 4.2 статьи 20 ЖК РФ. Внеплановые проверки по указанным основаниям проводятся без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.

В отношении организаций-лицензиатов внеплановая проверка по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 4, 5 части 10 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в связи с поступлением в орган государственного жилищного надзора обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, приказа (распоряжения) главного государственного жилищного инспектора Российской Федерации о назначении внеплановой проверки, выданного в соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений лицензиатом лицензионных требований проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления лицензиата о проведении внеплановой проверки.

2. По вопросу о действиях управляющей организации при распределении начислений по услуге "отопление" при наличии в техпаспорте многоквартирного дома нежилых помещений, часть из которых не имеют собственника, необходимо отметить следующее.

Порядок начисления платы за коммунальную услугу отопления на территории Свердловской области с 01 июля 2016 года регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Правила № 354).

Правила № 354 предусматривают начисление платы за услугу отопления исходя из общей площади помещения (жилого или нежилого), объема потребления тепловой энергии (по нормативу или по показаниям приборов учета общедомовых и индивидуальных) и тарифа, но не учитывают факт оборудования приборами отопления (радиаторами) жилого или нежилого помещения.

В силу п. 2 Правил № 354 нежилое помещение в многоквартирном доме это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включенное в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения. К нежилым помещениям так же приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).

Следовательно, если общая площадь нежилого помещения в многоквартирном доме не включена в состав общего имущества, то ее следует учитывать при расчете платы за коммунальную услугу "отопление" в составе общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Правила № 354 не содержат исключений для начисления платы за коммунальную услугу "отопление", причитающуюся на долю нежилого помещения у которого собственник не установлен, либо собственник не определен, либо право собственности не зарегистрировано в Росреестре.

Назад к спискуНазад к списку


Минстрой России
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
Госуслуги
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
ГИС ЖКХ
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства
Единый реестр проверок
Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Уголок потребителя
Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП)
Развитие конкуренции на территории Свердловской области
Указом Губернатора Свердловской области от 23.11.2015 № 578-УГ утвержден План мероприятий по реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории Свердловской области
Размещение заказов
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Юридические клиники
Центр развития юридических клиник
Бесплатная юридическая помощь
Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области
Ваш контроль
Ваш контроль
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области