Типичные случаи неправомерного поведения государственных гражданских служащих Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области

 Типичные случаи неправомерного поведения государственных гражданских служащих Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в отношениях с гражданами и организациями, о способах защиты граждан и организаций от такого поведения

 

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) относится к числу исполнительных органов государственной власти Свердловской области, характер деятельности которых создает потенциальные условия для проявления коррупции. Это, прежде всего, высокая степень свободы действий в принятии решений в рамках возложенных полномочий и высокая интенсивность контактов с гражданами и организациями, т.е. наличие фактора повышенного риска коррупции в полномочиях должностных лиц Департамента.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее – Департамент) является исполнительным органом государственной власти Свердловской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного и регионального государственного строительного надзора, регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области, лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, осуществление лицензионного контроля на территории Свердловской области, обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Свердловской области.

Исходя из вышеуказанных полномочий, наиболее вероятны следующие случаи неправомерного поведения государственных гражданских служащих Департамента:

1. Ситуация, связанная с оказанием государственных услуг по выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее – государственная услуга по выдаче заключения о соответствии); по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами; государственной услуги по выдаче квалификационного аттестата

1.1. Описание ситуации.

– государственный служащий при оказании государственной услуги предпринимает действия (бездействия) направленные на вымогательство взятки либо посредничество во взятке;

– государственный служащий при предоставлении государственной услуги в интересах третьих лиц использует должностное положение для сокращения сроков проведения её процедуры, либо для лоббирования интересов заявителя.

1.2. Меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц по предотвращению (урегулированию) ситуации:

– уведомление директора Департамента о коррупционном поведении государственного гражданского служащего (в письменной форме либо в электронной форме через официальный сайт Департамента (nadzor.midural.ru раздел "Обращения граждан") путем подачи заявления);

– сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего на "Телефон доверия" Департамента 312-07-51;

– сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего Департамента в правоохранительные органы либо в прокуратуру.

1.3. Комментарии:

Взятка – это незаконное материальное вознаграждение, передаваемое должностному лицу лично или через посредника за совершение им каких-либо действий либо за бездействие в интересах взяткодателя или представляемого им лица, а также за общее покровительство или попустительство. Взятку может получить только должностное лицо.

В соответствии с примечаниями к статье 285 Уголовного кодекса РФ должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Виды взяток

По предмету:

- имущество (любое, все, что определено в Гражданском кодексе РФ);

- право на имущество (например, предоставление права на владение, пользование жильем, транспортным средством и др.);

- действия имущественного характера;

- имущественные услуги;

- выгоды имущественного характера.

По действиям должностного лица, за которые дается взятка:

- взятка мздоимство – за совершение законных действий;

- взятка лихоимство – за совершение незаконных действий либо бездействие (например – служебный подлог).

По времени вручения:

- взятка-подкуп передается должностному лицу до совершения 

им определенных действий либо бездействия; уголовная ответственность наступает независимо от ее размера;

- взятка-благодарность передается после совершения должностным лицом каких-либо действий либо бездействия (два вида: если о ней имелась предварительная договоренность, то она приравнивается к взятке подкупу и признается уголовно наказуемой независимо от ее размера; если о ней предварительной договоренности не было, то до 3000 рублей это подарок, допускаемый к дарению в соответствии со статьей 575 Гражданского кодекса РФ, а свыше 3000 рублей – взятка).

По размеру:

- "простая" в размере до 25000 рублей включительно;

- в значительном размере – свыше 25000 рублей до 150000 рублей включительно;

- в крупном размере – свыше 150000 рублей до 1000000 рублей включительно;

- особо крупный размер – свыше 1000000 рублей.

Уголовная ответственность за получение взятки предусмотрена в статье 290 Уголовного кодекса РФ; за дачу взятки – в статье 291 Уголовного кодекса РФ; за посредничество во взяточничестве, за предложение либо обещание посредничества – в статье 291.1 Уголовного кодекса РФ.

Для должностных лиц в санкциях уголовно-правовых норм предусмотрена ответственность – лишение свободы как основное наказание. Дополнительные наказания: штраф и лишение права занимать определенные должности.

Для граждан предусмотрено лишение свободы со штрафом.

Штраф предусмотрен в размере кратном сумме взятки или коммерческого подкупа в пределах от 25 кратной до 100 кратной суммы, при этом максимальный размер штрафа не должен превышать 500000000 рублей.

И дача и получение взятки признаются оконченными в момент, когда взяткополучатель получил хотя бы часть взятки.

Должностные лица могут быть квалифицированы посредниками и взяткополучательства и взяткодательства.

Взяткодатель освобождается от ответственности если сообщил о даче взятки или если с него вымогали взятку (примечание к статье 291 Уголовного кодекса РФ).

Имитация взятки – это передача взятки под контролем сотрудников правоохранительных органов при этом взяткодатель не подлежит уголовной ответственности, а взяткополучатель подлежит за покушение на получение взятки.

Провокация взятки – это попытка передачи взятки должностному лицу без его ведома, согласия с целью его шантажа либо его привлечения к уголовной ответственности, при этом должностное лицо не подлежит уголовной ответственности, а провокатор подлежит (статья 304 Уголовного кодекса РФ).

Слова и выражения должностного лица, которые могут быть восприняты гражданином или представителем юридического лица (организации) как просьба (намек) о даче взятки:

– "вопрос решить трудно, но можно";

– "спасибо на хлеб не намажешь";

– "договоримся";

– "нужны более веские аргументы";

– "нужно обсудить параметры";

– "ну что делать будем?" и т.д.

Некоторые темы, обсуждение которых с представителями организаций и гражданами, может восприниматься как намек о даче взятки со стороны должностного лица:

– низкий уровень заработной платы государственного гражданского служащего и нехватка денежных средств на реализацию тех или иных нужд;

– желание приобрести то или иное имущество, получить ту или иную услугу, отправиться в туристическую поездку;

– отсутствие работы у родственников государственного гражданского служащего;

– необходимость поступления детей государственного гражданского служащего в образовательные учреждения и т.д.

Действия должностных лиц, которые могут восприниматься гражданами или представителями юридических лиц (организаций) как согласие принять взятку:

– переговоры о последующем трудоустройстве с организацией, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) государственного служащего;

– родственники государственного гражданского служащего устраиваются на работу в организацию, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия);

– родственники государственного гражданского служащего соглашаются принять подарок от организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из его решений или действий (бездействия) и т.д.

Некоторые предложения исходящие от должностных лиц при взаимодействии с гражданами и организациями, могут восприниматься 

как просьба о даче взятки:

– предоставить государственному гражданскому служащему и/или его родственникам скидку;

– воспользоваться услугами конкретной компании и (или) экспертов для устранения выявленных нарушений, выполнения работ в рамках государственного контракта, подготовки необходимых документов;

– внести деньги в конкретный благотворительный фонд;

– поддержать конкретную спортивную команду и т.д.

4. Совершение определенных действий должностным лицом при взаимодействии с гражданами и организациями может восприниматься как согласие принять взятку или просьба о даче взятки:

– посещения ресторанов совместно с представителями организации, которая извлекла, извлекает или может извлечь выгоду из решений или действий (бездействия) служащего.

Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Под злоупотреблением должностными полномочиями вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями.

В частности, как злоупотребление должностными полномочиями должны квалифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных условий или оснований для их совершения.

Ответственность за умышленное неисполнение должностным лицом своих обязанностей наступает в том случае, если подобное бездействие было совершено из корыстной или иной личной заинтересованности, объективно противоречило тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Под корыстной заинтересованностью понимается стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным, безвозмездным обращением имущества, в свою пользу или пользу других лиц.

Иная личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекционизм, под которым понимается незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.

Под существенным нарушением прав граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации (например, права на уважение чести и достоинства личности, личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе, права на эффективное средство правовой защиты в государственном органе и компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.).

В качестве особых разновидностей преступления, злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 Уголовного кодекса Российской Федерации), рассматриваются статьи 285.1, 285,2 и 285.3 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Превышение должностных полномочий (статья 286 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Превышение должностных полномочий может выражаться, например, в совершении должностным лицом при исполнении служебных обязанностей действий, которые:

- относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

- могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

- совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

- никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать.

Служебный подлог (статья 292 Уголовного кодекса Российской Федерации) – внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

Халатность (статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации) – неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должности.

Коммерческий подкуп (статья 204 Уголовного кодекса Российской Федерации) – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (статья 169 Уголовного Кодекса Российской Федерации) – неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения, (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения.

2. Ситуация связанная с проведением закупок для государственных нужд (государственного заказа).

2.1. Государственный гражданский служащий Департамента:

– при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд в личных интересах либо в интересах третьих лиц необоснованно дискриминирует участников закупок при проведении процедур определения поставщиков.

2.2. Меры, предпринимаемые гражданами или представителями юридических лиц по предотвращению (урегулированию) ситуации:

– уведомление директора Департамента о коррупционном поведении государственного гражданского служащего (в письменной форме

либо в электронной форме через официальный сайт Департамента (nadzor.midural.ru раздел "Обращения граждан") путем подачи заявления);

– сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего на "Телефон доверия" Департамента 312-07-51;

– сообщение о коррупционном поведении государственного гражданского служащего Департамента в правоохранительные органы либо в прокуратуру;

– сообщение о неправомерном поведении (о наличии "заинтересованности") должностного лица Департамента в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок в Свердловской области (Министерство финансов Свердловской области (телефон № 317-47-96 либо на адрес электронной почты: ivanova@mfural.ru и УФАС по Свердловской области по ссылке: http://www.sverdlovsk.fas.gov.ru/contact-us);

– задействовать общественные объединения и объединения юридических лиц для осуществления мероприятий по Общественному контролю за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

2.3. Комментарии:

В соответствии со статьей 102 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":

1. Граждане и общественные объединения и объединения юридических лиц вправе осуществлять общественный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок (далее — общественный контроль) в соответствии с настоящим Федеральным законом. Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать возможность осуществления такого контроля.

2. Общественный контроль осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях.

3. Общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющие общественный контроль, вправе:

1) подготавливать предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

2) направлять заказчикам запросы о предоставлении информации 

об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов;

3) осуществлять независимый мониторинг закупок и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям настоящего Федерального закона;

4) обращаться от своего имени в государственные органы и муниципальные органы с заявлением о проведении мероприятий по контролю в соответствии с настоящим Федеральным законом;

5) обращаться от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления в действиях (бездействии) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссий 

по осуществлению закупок и их членов, должностных лиц контрактной службы, контрактных управляющих признаков состава преступления;

6) обращаться в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Запросы о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе исполнения контрактов, иные обращения, представленные общественными объединениями и объединениями юридических лиц, рассматриваются заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений граждан.

5. Члены общественных объединений и объединений юридических лиц обязаны обеспечивать конфиденциальность информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами и которая стала им известна в ходе осуществления общественного контроля.

Предполагаемые действия граждан, представителей юридических лиц (организаций) при возникновении проявлений коррупции со стороны государственных гражданских служащих Департамента:

– вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться должностным лицом (взятковымогателем) как готовность дать взятку;

– внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопросов, иные выгоды и пр.);

– не берите инициативу в разговоре на себя, больше "работайте на прием", позволяйте потенциальному нарушителю антикоррупционного законодательства (взяткополучателю) "выговориться", сообщить Вам как можно больше информации;

– при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о вымогательстве взятки либо ином противоправном деянии.

Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
 

Минстрой России
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
ГИС ЖКХ
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства
Госуслуги
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
Единый реестр проверок
Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
Государственный информационный ресурс в сфере защиты прав потребителей
Роспотребнадзор
COVID-19 КОРОНАВИРУС
Рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по профилактике коронавируса
Размещение заказов
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
Юридические клиники
Центр развития юридических клиник
Уголок потребителя
Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП)
Бесплатная юридическая помощь
Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области
Карта доступности объектов портала "Жить вместе"
государственной программы Российской Федерации "Доступная среда"
Ваш контроль
Ваш контроль
Молодежное правительство Свердловской области
Молодёжное правительство является совещательным органом при Правительстве Свердловской области
Другое Дело
Интерактивная платформа, направленная на повышение уровня вовлеченности граждан в общественно-полезную деятельность
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области