Следить за новостями:

RSS

Права граждан на предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Полномочия государственного жилищного надзора в области соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг

Актуально

Вебинар ЖКХ 19 декабря 2018 года

Как после осенних изменений подготовиться к 2019 году?

#

 При проживании в жилых домах граждане являются потребителями коммунальных услуг, объем которых зависит от проектных решений и, соответственно, от степени благоустройства жилого дома.

Основной перечень предоставляемых коммунальных услуг следующий: холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализация), центральное отопление, электроснабжение, газоснабжение.

Для потребителя исполнителем коммунальных услуг является организация, осуществляющая управление жилым домом (далее – УО), которая принимает коммунальный ресурс на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей от ресурсоснабжающей организации (далее – РСО) согласно заключенному договору между указанными юридическими лицами (УО и РСО).

Действующим законодательством (Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354) установлены требования к параметрам качества коммунальных ресурсов в точке их приема потребителем (водоразборный кран для водоснабжения, жилая комната для отопления, газовая плита для газоснабжения, розетки и энергопотребляющие приборы).

Таким образом, для обеспечения надлежащего качества коммунальных ресурсов у потребителя необходимо соблюдение нескольких условий:

- надлежащее качество коммунального ресурса на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей;

- надлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей, по которым осуществляется передача коммунальных ресурсов до жилых помещений;

- надлежащее состояние внутриквартирных инженерных сетей, по которым осуществляется передача коммунальных ресурсов от точки приема из внутридомовых инженерных сетей до точек потребления.

Надлежащее качество коммунального ресурса на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей.

Требования действующего законодательства по обеспечению надлежащего качества коммунальных ресурсов распространяются и на деятельность РСО, которые должны исполняться в рамках заключенных договоров между УО и РСО на поставку коммунальных ресурсов.

В случаях поставки РСО коммунальных ресурсов ненадлежащего качества на внешнюю границу балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей жилого дома (например: низкое давление воды и газа, низкая температура горячей воды, низкая температура теплоносителя и отсутствие "перепада" при подаче и возврате теплоносителя, пониженное или повышенное напряжение в электросети) УО в качестве представителя интересов потребителей перед третьими лицами обязана обеспечить претензионно-исковую работу с РСО, как контрагентом по договору, не исполняющим должным образом условия договора на поставку коммунальных ресурсов и, соответственно, нарушающим требования действующего законодательства.

Надлежащее состояние внутридомовых инженерных сетей, по которым осуществляется передача коммунальных ресурсов до жилых помещений.

Ухудшение потребительских качеств коммунальных ресурсов при их передаче по внутридомовым инженерным сетям, находящимся в неудовлетворительном техническом состоянии, возлагает на УО прямую ответственность за предоставление потребителям коммунальных ресурсов ненадлежащего качества.

Однако в данном случае и на потребителей может быть возложена солидарная ответственность, т.к. на собственников помещений жилого дома возлагается обязанность по несению бремени расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, равно как и по проведению общих собраний собственников для решения вопросов о проведении текущего и капитального ремонта жилого дома, направленного на предупреждение преждевременного износа и поддержания эксплуатационных показателей и работоспособности, устранения повреждений и неисправностей общего имущества или его отдельных элементов (текущий ремонт), а также для устранения физического износа или разрушения, поддержания и восстановления исправности и эксплуатационных показателей, в случае нарушения (опасности нарушения) установленных предельно допустимых характеристик надежности и безопасности, а также при необходимости замены соответствующих элементов общего имущества (капитальный ремонт).

Надлежащее состояние внутриквартирных инженерных сетей, по которым осуществляется передача коммунальных ресурсов от точки приема из внутридомовых инженерных сетей до точек потребления.

В случаях, когда ухудшение параметров качества коммунальных ресурсов происходит вследствие неудовлетворительного технического состояния внутриквартирных инженерных сетей (износ и коррозия труб водоснабжения и радиаторов отопления, загрязненные фильтры и аэраторы (рассекатели на кранах), износ электропроводки в сочетании с повышенной нагрузкой) обязанность по надлежащему содержанию которых возлагается на собственника жилого помещения, УО и РСО не могут быть привлечены к ответственности ввиду отсутствия у них обязанностей по надлежащему содержанию внутриквартирных инженерных сетей жилых помещений, находящихся в собственности третьих лиц.

Полномочия государственного жилищного надзора в области соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг.

Полномочия органа регионального жилищного надзора в Свердловской области (Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области) в области соблюдения обязательных требований к предоставлению коммунальных услуг устанавливаются постановлением Правительства Свердловской области от 27.05.2015 № 431-ПП "Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области" (далее – Положение).

В соответствии с данным Положением государственные жилищные инспекторы осуществляют надзор за такими параметрами качества коммунальных услуг, как: расход горячей и холодной воды в точках водоразбора у потребителей, температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей, температура воздуха в жилых помещениях.

Кроме того, при наличии контрольно-измерительных приборов и автоматики (КИПиА) в узлах управления жилых домов производится фиксация параметров качества коммунальных ресурсов на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей.

Таким образом, в ходе проведения проверки государственный жилищный инспектор получает фактические данные о параметрах качества коммунальных ресурсов как на вводе в жилой дом, так и в точке потребления коммунального ресурса. Кроме этого дополнительно рассматривается информация от УО о действиях, предпринимаемых УО с целью нормализации качества коммунального ресурса.

В случаях, когда качество коммунального ресурса является неудовлетворительным на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей, ответственность возлагается на РСО. А в случае отсутствия документов, свидетельствующих о действиях, предпринимаемых УО в отношении РСО с целью нормализации качества коммунального ресурса, ответственность возлагается также и на УО за ее бездействие по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Состав административного правонарушения (при наличии события) в действиях УО может быть исключен:

- в случае надлежащей организации деятельности УО в рамках исполнения договора на поставку коммунальных ресурсов, как представителя интересов жильцов жилых домов перед третьими лицами, как то: ведение претензионно-исковой работы с требованиями об обеспечении надлежащего качества коммунального ресурса на внешней границе балансовой принадлежности общедомовых инженерных сетей.

- в случае принятия исчерпывающих мер по нормализации качества предоставляемых коммунальных ресурсов: например – ремонт внутридомовых инженерных сетей, в том числе по решению общего собрания собственников жилого дома.

Независимо от факта установления в действиях УО или РСО вины по предоставлению коммунального ресурса ненадлежащего качества Департамент по завершении проведения проверки в случаях установления факта подачи потребителю коммунального ресурса ненадлежащего качества оформляет в адрес УО, как непосредственного исполнителя коммунальных услуг, предписание об устранении выявленных нарушений с последующим контролем его исполнения.

Возбуждение дела об административном правонарушении осуществляется на основании всех собранных доказательств по предоставлению потребителю коммунального ресурса ненадлежащего качества в отношении непосредственно виновного субъекта права.


Минстрой России
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти
Правительство Свердловской области
Официальный сайт
Госуслуги
Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) Российской Федерации
Единый реестр проверок
Единый реестр проверок содержит информацию о плановых и внеплановых проверках юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
ГИС ЖКХ
Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства
Уголок потребителя
Органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей на территории Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 19.04.2018 № 185-ПП)
Развитие конкуренции на территории Свердловской области
Указом Губернатора Свердловской области от 23.11.2015 № 578-УГ утвержден План мероприятий по реализации Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации на территории Свердловской области
Размещение заказов
Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов
EXPO-2025
Российский заявочный комитет ЭКСПО-2025
Бесплатная юридическая помощь
Оказание бесплатной юридической помощи на территории Свердловской области
Юридические клиники
Центр развития юридических клиник
Ваш контроль
Ваш контроль
 
 
Закрыть слой Закрыть

Полная карта органов власти Свердловской области